Ковшовые транспортеры (нории). В агрегатах и комплексах применяются однопоточные (НЗ-20, ТКН-10) и двухпоточные (2НЗ-20 и 2ТКН-10) нории.
Основной рабочий орган нории - замкнутая лента с прикрепленными к ней ковшами. Лента заключена в кожух и натянута между верхним (ведущим) и нижним (натяжным) барабанами. Барабаны расположены в головках, у верхней головки установлен электропривод. Кожух движущейся ленты образуют скрепленные болтами секции.
Зерновой материал поступает из бункера нижней головки через загрузочное окно в ковши норийной ленты. Ковши поднимают зерно в верхнюю головку и разгружаются под действием центробежной силы, поворачиваясь на барабане вверх дном. В таком положении они движутся вниз. Загрузочное окно нижней головки перекрывается регулируемой заслонкой, кроме того, электромагнитный автомат закрывает заслонку при выключении электродвигателя нории. Это предупреждает завал нории поступающим в нее зерном. Открыть заслонку можно только после пуска электродвигателя.
Головки представляют собой сварные конструкции из листовой и уголковой стали с устройствами для крепления корпусов шарикоподшипников валов барабанов. Секции также сварные. Каждая из них состоит из двух труб прямоугольного сечения, по торцам трубы объединяются фланцами. В секции обслуживания предусмотрен кронштейн для крепления автомата закрытия заслонки и окно со съемной крышкой для доступа к ковшовой ленте. В приводной секции установлены элементы для крепления электродвигателя и привода.
Нории НЗ-20 и ТКН-10 по устройству в основном одинаковы, отличаются размерами к кинематикой, что связано с их различной производительностью. Кроме того, конструкция нижней головки ТКН-10 такова, что перемещение барабана для натяжения ковшовой ленты производится винтовой парой, а у НЗ-20 - перемещением подшипников вала барабана по пазам.